Breadcrumbs

«ПОД ВЕТРАМИ СТЕПНЫМИ»

СЦЕНАРИЙ
тематической программы, посвященной 60-летию
освоения целинных и залежных земель в Усть-Пристанском районе

- звучит фонограмма песни «Едут новоселы», на экране слайды.

ВЕДУЩИЙ:
Добрый день, юное поколение села Усть-Чарышская Пристань! Сегодня наш рассказ пойдет о 50-х годах прошлого века. Годах - молодости и юности наших дедушек и бабушек. Годах, полных трудовых подвигов и великих свершений. Годах развития сел и освоения целинных и залежных земель на Алтае.

ВЕДУЩИЙ:
Как-то мне попалось высказывание первоцелинницы:
"Ой ты, земля целинная..."
Сколько раз просыпались мы под эту разудалую целинную песенку - она была стартовой многих радио-программ Алтайского края, сколько трудностей и радостей было в нашей жизни…А сколько первопроходцев-целинников погибло в буранно-степном бездорожье.. но давно уже живя в новой эпохе – никто больше нам не салютует, а хорошо бы просто по-людски помнили... или поминали иногда...»

ВЕДУЩИЙ:
В поднятии целины отразился весь русский характер народа – его твердость, несгибаемость, упорное трудолюбие и, конечно же, любовь к своей стране и своей истории. О целине знал каждый, понимал ее назначение и роль в жизни страны. Сейчас же, к сожалению, большинство россиян, даже не знает этого слова – «целина». Печально, что мы не знаем и не помним своей истории.

ВЕДУЩИЙ:
Из воспоминаний Ивана Ротманова: « ... Первоцелинники совершили настоящий подвиг. За короткий срок вдоволь накормили страну хлебом... ... Эх, если бы вернуть те годы!.. Целина – лучшие годы моей жизни. Годы романтики, энтузиазма, оптимизма, молодости, здоровья, силы и веры в самое прекрасное будущее...»

ВЕДУЩИЙ:
Степь, родная моя, до чего же щедры твои руки
Наши судьбы слились воедино с твоею судьбой.
И, наверное, я перенес бы любую разлуку
И любую беду, только б не разлучаться с тобой.

ВЕДУЩИЙ:
Беспредельны просторы, и радость не знает предела.
Повод есть у меня — у грядущего на поводу.
Надо житъ только так, чтоб душа никогда не скудела,
Стой, открыто, как степи, у мира всего на виду.

ВЕДУЩИЙ:
Нас звала поименно Отчизна. Мы дали ей руку
И пришли в необжитую эту страну.
И на наших глазах вместе с прикосновением плуга
Жизнь пришла на Алтайскую целину

ВЕДУЩИЙ:
Степь, родная моя, наша юность с твоею совпала,
Наши судьбы как стебли сплелись ковыля
Целину поднимали мы, нас целина поднимала...
И гордится по праву героями наша земля.

- видеоролик: документальный фильм «Смотри, как просторны целинные земли»( до сегодняшнего дня)
- музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ:
Девизом целинников 50-60-х годов был призыв: «Люди, поднимайте целину, и целина поднимет вас!». В целинном движении присутствовал и героический пафос, и дух романтизма, и активная социальная позиция, но самое главное, что было, это – молодость.

ВЕДУЩИЙ:
Молодость, которой по плечу все тяготы быта, тяжелый физический труд, любые погодные условия. В эту пору жизни многое кажется проще и радужнее. Каждый из целинников чувствовал себя хотя бы чуточку героем, первооткрывателем новых земель.

ВЕДУЩИЙ:
Усть-Пристанский район, по решению крайисполкома, районной власти, тоже приступил к освоению целинных и залежных земель.

ВЕДУЩИЙ:
«14 марта эшелон кубанцев-целинников прибыл на станцию Алейская и к вечеру этого же дня люди были доставлены на автомашинах в села Коробейниково и Нижнеозерное.

ВЕДУЩИЙ:
Было создано девять комплексных бригад, которые именовались по названию районов, где происходило их формирование: Советская, Курганская, Славинская, Усть-Лабинская, Крымская, Тимашевская, Алтайская, Павловская, Крыловская.

ВЕДУЩИЙ:
Летом 1956 года в совхоз целым классом во главе с учительницей Изабеллой Ивановной Третьяковой из Турочака Горно-Алтайской автономной области прибыли семнадцать выпускников средней школы, которые активно включились в жизнь совхоза.

ВЕДУЩИЙ:
В июле 1957 года в совхоз прибыло еще два класса выпускников средних школ – один из Турочака, другой – из Усть-Пристани, во главе с классным руководителем Виталием Андреевичем Степановым, который вскоре был выбран секретарем комсомольской организации совхоза.

ВЕДУЩИЙ:
Инсценировка по мотивам воспоминаний целинников и документальной повести Виталия Степанова «Под ветрами степными»

УЧЕНИЦА:
Из воспоминаний ученицы легендарного 10 «А» Надежды Ивановны Багиной-Пентяшкиной.
В 1953 году мы вступили в комсомол, а в 1954 году начались передачи по радио о подъеме целинных земель. В школе пошли разговоры о целине, все обсуждали решение съезда. Особый интерес вызвало сообщение о создании совхоза «Краснодарский» на целинных землях в открытой степи. Первое время приехавшие целинники жили в палатках. Для нас это была романтика. Особенно взбудоражила нас заметка в газете о приезде в совхоз выпускников из Турочака. По школе пошли разговоры о создании группы комсомольцев для работы в совхозе. Десятых классов в школе было 6, это 180 человек. Все гудели, как улей. Вдохновителем и организатором поездки на целину стал Виталий Андреевич Степанов. На классных, общешкольных комсомольских собраниях бурлили страсти по целине. Дома тоже шли беседы на эти темы. Родители согласились меня отпустить, потому что я ехала не одна, а с большой группой и под руководством учителя, да и совхоз находился почти рядом, в своем районе.

УЧИТЕЛЬ:
Трудно теперь сказать, кто первым подал идею поехать всем классом в целинный Краснодарский совхоз. Но мысль была подана и захватила всех. Игорь Беликов, спокойный парень, староста класса, в котором я был классным руководителем, немедленно приступил к ее осуществлению.
Класс раскололся на безусловно едущих, колеблющихся и откровенно не едущих.

1-й: -На целину едешь?
ДЕВУШКА: -- Игорь, пиши. Едет Саня Легостаева, Таюшка Чудова и я – Валя Южакова.
2-й: - Ну и нас пиши. Витя Новичихин, Володя Иванников, Толик Манцев.
1-й: -А Юлька Четвертаков?
3-й: -Рожденный плавать, пахать не может! На целине моя поэма о море не напишется. Эх, да ладно, ради целины жертвую мечтой о море…
4-й: -Никто не просил тебя ничем жертвовать!
3-й: - Это я так… пошутил. Просто все едут – и я.
1-й: - А ты, Николай, едешь?
4-й: -Нет!
1-й: -Кишка тонка?
4-й: -Чего, чего?
1-й: -То, что слышишь. Лоб, говорю, такой, что плуг цеплять можно, а тоже в кусты лезет, как некоторые. (потасовка, 4-й уходит)
1-й: - Неля, а ты? Чего раздумываешь? Два года поработаешь в совхозе. Узнаешь, почем фунт лиха. Литератору это обязательно надо знать. Ну что? Или будешь с папочкой и мамочкой советоваться?
ДЕВУШКА: - Да, посоветуюсь!

УЧИТЕЛЬ: Я, как только вошел в класс, сразу почувствовал неладное. В чинной торжественности, с какой все сидели на своих местах, чувствовался невысказанный вопрос. Я пытаюсь нахмуриться, сделать вид, что ничего не замечаю.
ДЕВУШКА: -Но сегодня вам очень трудно сделать это.
ДЕВУШКА: -Может быть потому, что за окнами – весенняя капель…
ДЕВУШКА: - и тревожно и радостно схватывает сердце, когда смотришь на залитые солнцем молодые тополя, протянувшие в ослепительно синее небо свои нежно-зеленые, будто светящиеся изнутри ветви.
ДЕВУШКА: - Ну же! Захлопните журнал… и просто поговорите с нами о жизни…

УЧИТЕЛЬ: (1-й: тянет руку) - Что у тебя, Игорь?
1-й: - Мы, в смысле едущие… Мы решили задать вам один вопрос: поедете ли вы с нами?

УЧИТЕЛЬ: Честно говоря, все эти дни я ожидал такого вопроса.… Ну, как сказать моим девчонкам, и мальчишкам, что мне очень хочется ехать с вами, и я завидую вашим планам и всему, что вам предстоит увидеть и пережить на целине. Но я не говорю этого, просто спрашиваю: - А что же я буду делать там, в совхозе если поеду?

ДЕВУШКА: - Ну,… вы просто обязаны поехать, вы же наш классный руководитель…
УЧИТЕЛЬ: Хорошо, до первого сентября, пока у меня будет отпуск, поработаю вместе с вами. А дальше – само время покажет, как быть. Вполне вероятно, что к тому времени никаких классных руководителей вам уже не понадобиться.

УЧЕНИЦА: И вот мы поехали! Состояние было - не передать! Позади остались выпускные экзамены, никаких забот. Вольные птицы. Но что нас ждет впереди? Об этом, по-моему, никто не задумывался в этот момент. Мы даже предположить не могли, что нас ждет, какие трудности придется нам преодолевать на выбранном пути, какие лишения и несправедливость ждут нас в совхозе. Пока мы об этом не думали. Просто хотелось, чтобы у всех, в каждой семье было вдосталь хлеба, чтобы без очередей и всем досыта.

1 участник: – Посмотрите как здесь красиво.
2 участник: – Какая необъятная степь! Какие горизонты!
3 участник: – Где же целина-то?
Слова его встречены смехом
4 участник: – А как она, по-твоему, должна выглядеть?
5 участник: – Ты, что озираешься? Вывеску ищешь? С большой подписью «Это целина!»
6 участник: – Он думает, что целина огорожена забором. Для ориентировки.
1 участник: – Чудак, да ты стоишь на целине!
2 участник:
Мелькают холмы, крутояры, балки.
Ветер с мотором вступил в перепалку.
Обь за спиною осталась где-то,
В глаза пшеница бьет желтым светом.

3 участник:
Откос, поворот, под небом жарким
Вдруг вырастает стремглав «Краснодарский».
Поселок в просторы степные вышел,
Подняв палаток зеленые крыши.

4 участник:
Деревья пока тут ниже пшеницы;
Тут молодо все – и дома и лица.

5 участник:
В вагончиках тесных ночами синими
На стены вползал, оседая, иней.
Не грели в студеных ночах одеяла,

6 участник:
Но молодость наша и тут устояла,
Чтоб нынче шумела вот эта пшеница,
В которой легко, как в лесу, заблудиться.
Чтоб город совхозный, огнями сияя,
Поднялся в приволье степного Алтая.

УЧЕНИЦА:
Разместили нас в нескольких вагончиках, которые стояли против столовой в ряд. Выдали матрацовки, наволочки, которые мы набили соломой.
Начались наши трудовые будни. Необъятные свекольные поля ждали прополки. Буквально на 2-й и З-й день появились на руках кровавые мозоли. Приходилось бинтовать руки, и идти на работу. Питались в совхозной столовой. На обед брали столько, что можно было подумать, что мы прибыли из голодного края.
Когда все вагончики стащили в одно место, получилась большая молодежная улица. Днем была работа, а вечером шли на танцы в клуб, а иногда устраивали танцы около вагончиков под зеленый патефон, который неизвестно откуда взялся. Было очень весело. Дневную усталость снимало как рукой. Нас посылали на любые работы. И мы шли и выполняли посильную и непосильную работу.
Когда пришла уборка хлебов, то подтянули вагончики к току, чтобы не нужно было бегать далеко. Урожай был отменный, поэтому работы было через край. По призыву «Комсомольцы - на ферму!» - работали на ферме, пасли телят на лошадях верхом. Представляю сейчас себе эту картину - девчонки верхом на лошадях в бескрайней степи, только марево вдалеке. Романтика! Разве можно это забыть?

1-й: Может быть, все это вам покажется странным. Ведь, кажется, ничего особенного в совхозе у нас не было.
2-й: Но он показал самое главное, чего признаться, никто не ожидал: как много в совхозе таких же хороших девчонок как наши,…
ДЕВУШКА: и таких же хороших ребят, как наши мальчишки.
ДЕВУШКА: И это здорово! Ведь такими когда-нибудь будут все люди.
ДЕВУШКА: Спасибо тебе, земля целинная! Спасибо за все, что ты нам дала, - за чувство дружбы и товарищества, которое ты взрастила в нас…
3-й: За жизнестойкость, упорство и веру в человека, которые дал нам труд на твоих нелегких нивах.
УЧИТЕЛЬ: Мы в долгу перед тобой, земля целинная. Спасибо за то, что ты была, есть и будешь.

- музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ:
Целина Алтая. Это тысячи новых сел,
Элеваторы, школы, клубы.
Здесь работают, спорят, любят,
Иногда вспоминают люди
Слово старое «новосел».

ВЕДУЩИЙ:
Забывались слова, Расширялись значенья других:
Целина — это степь, превращенная в хлебное поле,
Степь, распахнутая, как ладонь материнской руки.
Целина — это сила сознанья и твердая воля.

ВЕДУЩИЙ:
Хлеб целинный — не просто хлеб!
Хлеб не только то, что едим мы,
Но — что движет и чем едины,
И пшеницы тугие колосья не случайно обвили герб!

ВЕДУЩИЙ:
В знойном свете наливались
пшеницы сорта. И заботя, и веселя,
Ты жила с нами нощно и денно,
Наша раскованная земля —
Зона рискованного земледелия. ...

ВЕДУЩИЙ:
В том далеком памятном году в ряды целинников влилась и Александра Гавриловна Скворцова, жительница села Елбанка, в девичестве Санечка Легостаева.

ВЕДУЩИЙ:
По зову сердца, будучи активной комсомолкой, зная цену хлеба, с детства знакомая с крестьянским трудом, вместе со своими одноклассниками отправилась Александра покорять целинные земли.

ВЕДУЩИЙ:
Будущие целинники тщательно готовились к этой поездке. В течении последнего учебного года десятиклассники ходили учиться в МТС – мальчики на трактористов, девочки на штурвальных. После уроков готовили театральную постановку. На вырученные от показа спектаклей деньги приобрели необходимые на первое время вещи и продукты.

ВЕДУЩИЙ:
Спустя много лет, уже, будучи педагогом, с большой буквы, Александра Гавриловна вернется в родное село и посвятит свою жизнь воспитанию и образованию молодого поколения, но все эти годы несет она в своем сердце дружбу, чувство взаимопомощи и товарищества, зарожденные на целинной земле.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы представляем вашему вниманию презентацию внучки Александры Гавриловны Скворцовой, ученицы Усть-Пристанской СШ Марии Лавлинских «……………..»

- презентация

ВЕДУЩИЙ:
В слове жатва - жнивья колючесть.
Жажда - Жницы усталой участь.
И пожатье крепкой десницы.
Ох, и сильные здесь пшеницы!

ВЕДУЩИЙ:
За наш первый большой урожай,
Жатва яростная, как сраженье!
Штаб уборочный, принимай
Молодежное ополчение.

ВЕДУЩИЙ:
Не забудутся эти дни
Октября пятьдесят шестого
Эти хлебные ночи, огни
Фар машин каравана ночного.

ВЕДУЩИЙ:
Все мне светится точка эта
Озарившая весь район.
В этой точечке на рассвете
Мы услышали: миллион!

ВЕДУЩИЙ:
И мальчишка сорвал рубаху —
Пропотевший красный сатин,
Прикрутил к черенку лопаты,
В бурт зерна красный флаг всадил,

ВЕДУЩИЙ:
Он сказал: «Ребята, запомните
Это утро». Еще сказал:
«Мы, товарищи...» и мы поняли,
Отчего заблестели глаза.

ВЕДУЩИЙ:
Потрясенные, сохраните
То мгновение — красную нить,
Что пронижет толщу событий.
Ворох времени — соединит
В человеческий век.

ВЕДУЩИЙ:
Не старятся
Те, кто радостями равны,
Ты — бессмертен, да, если вплавится
Твое счастье в счастье страны.

ВЕДУЩИЙ:
Целина закончена… Но чем дальше уходят годы, тем зримее для современников и потомков величие народного подвига.

ВЕДУЩИЙ:
Было немало разговоров о том, что целину не нужно было поднимать, не стоило столько на нее бросать… Но как говорят сами первоцелинники, решение было принято правильное.

ВЕДУЩИЙ:
Благодаря самоотверженности, стойкости и поистине геройским усилиям первоцелинников Алтайскому региону удалось достичь высоких результатов и стать одним из лидеров в стране по освоению целинных и залежных земель.

ВЕДУЩИЙ:
На государственном уровне труд и успехи Алтайского края были отмечены высокой наградой: в 1956 году за сдачу 7,5 млн. тонн зерна государству регион был удостоен ордена Ленина.

ВЕДУЩИЙ:
Наш край, будучи центром целинной политики, стал одним из ярчайших примеров интенсивного развития агропромышленного комплекса и эволюционировал в один из ведущих земледельческих центров Сибири и страны.

- видеоролик: документальный фильм «Смотри, как просторны целинные земли»( сегодняшний день)